Обратная связь

Что такое обратная связь?

Это информация о поведении человека, которую мы хотим донести до него таким образом, чтобы он принял ее к сведению. Цель обратной связи — изменить либо закрепить некие действия.

Но на пути обратной связи есть много препятствий.

Психологическая защита

Это нормальный неосознаваемый психологический механизм, оберегающий нас от лишних отрицательных эмоций.
Срабатывает он тогда, когда мы слышим о себе что то неприятное. Видов психологической защиты много, в контексте обратной связи рассмотрим лишь основные:

Вытеснение — стремление как можно быстрее выкинуть из головы то, что нам сказали.

Проекция — приписывание источнику критики тех же свойств, о которых он говорит. «Сам такой!»

Замещение — попытка после критики найти другого «козла отпущения», которого во всем и обвинить.

Рационализация — объяснение себе и другим причины своих действий во внешних непреодолимых помехах и преградах.

Регрессия — «детские» формы реакции на критику. Обида, капризность, скандал.
Кстати, к регрессии так же относят стремление загасить отрицательные эмоции алкоголем и другими веществами.

Так вот, правила конструктивной обратной связи нужны для того, чтобы информация, которую мы хотим донести, «прорвалась» через заслоны психологических защит, дошла до человека и он ее принял.

Вот эти пять правил:

  1. Говори не о человеке, а о его действиях
  2. Не обобщай, говори конкретно
  3. Не оценивай!
  4. Не говори, что плохо, скажи — как надо
  5. Не откладывай обратную связь надолго

В следующей публикации рассмотрим каждое правило подробнее.